Прочитано и написано в рамках
Барсумской рулетки. Я, наверное, не совсем правильно поняла смысл слова "рецензия"... ну или у меня просто не получилось, что вероятней.
«Мне довольно часто приходится читать книги авторов, о которых я никогда не слышала. Ни о книгах, ни об авторах. Но довольно редко приходится об этом рассуждать. Поэтому после прочтения пришлось залезть в интернет и немного почитать, кто автор такой и как он написал это произведение.
читать дальше
Леонид Андреев “Красный смех”
Нет, я не стану пересказывать тут википедию. Хотя это важно, но сначала собственные впечатления.
Прежде не читала ни одного произведения этого автора. Поэтому сперва сложилось немного предвзятое отношение. Потому что воспринимать его я начала как писателя советских времён. Как диссидента, может быть даже. А к советской литературе второй половины XX века у меня сложное отношение. К их произведениям частенько хочется добавить фразу про белое пальто. От них всегда ждёшь подвоха. Именно такое впечатление складывалось в самом начале прочтения первого отрывка, со всем этим “красным цветом” и людьми, бредущими неизвестно куда. Только потом стало понятно, что речь идёт о войне.
Произведение состоит из отрывков, обрывистых рассказах о войне. Порой кажется, что повествование строится вокруг одного героя, порой - о разных. Главная тема - война. Война в чистом виде. Любое произведение, в котором рассказывается об ужасах войны, в первую очередь ассоциируется у нас с Великой Отечественной. Но стиль речи персонажей, такой вежливый, слегка высокопарный и такой неуместный среди всего того ужаса, что творится вокруг и внутри людей, наталкивает на мысль, что действие происходит раньше, а следовательно - во время Первой Мировой. Прочтение простой википедийной статьи подсказало, что и это не так. В итоге становится понятно, что речь идёт о той войне, которой не нужно ни время, ни пространство.
Интересно, что рубеж 19 и 20 веков - то время, когда люди начинают отказываться от идеи Бога, но в то же время всё больше задумываются о душе.
“Красный смех” - рассказ о душе и о том, что происходит с душой во время войны. В принципе, это всё, что можно написать о рассказе. Рассказ сводится именно к этому. Души человеческие перемалываются страшной войной. Человек превращается в войну, один человек становится сразу многими, а мир сжимается, превращаясь в коридор психиатрической лечебницы. Жизнь трансформируется в смерть, так же как кровь - в огонь и обратно. Непонятным остаётся, какой же он, этот красный смех, откуда появился, смех ли это от злости, бессилия или сумасшествия. Война забирает жизни и души не только во время боя, но и даже там, где в существование линии фронта не все верят.
“Он меня пугает - а мне не страшно” - пишет википедия мифическую фразу. Но это так. Рассказ не страшный и он, вполне возможно, создан с целью напугать читателя, но этого не происходит. Потому что, наверное, сложно поверить человеку, живущему вдалеке от войны, в действительность всего происходящего там, как сложно поверить матери, получающей письма от погибшего сына.
Был ли автор рассказа “пророком Мировых войн” сродни Ницше? Мне точно увиделось в сцене с надвигающейся тенью в третьем отрывке будущее применение химического оружия. Но ещё интересно и то, что он предвидел самую разрушительную её сторону - уничтожение души воющих. Во время Первой Мировой историк Марк Блок будет изучать шизофренические расстройства солдат, слишком много времени проведших в окопах. Но всё это появилось ещё раньше, в рассказе, которым пугают, но от которого не страшно.»